
Внедрение новых водительских прав с подкатегориями в России
оттягивается. Еще летом прошлого года глава Департамента обеспечения
безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Виктор Кирьянов обещал, что его
ведомство разработает предложения о внедрении новых водительских удостоверений
к октябрю, чтобы уже в 2007 году начать их выдачу.
Но работа застопорилась. «Мы совместно с Минобразования сейчас разрабатываем
программу по подкатегориям. Когда закончим ее, после этого и начнем (их
выдачу)», – заявил Кирьянов.
В его ведомстве затрудняются назвать даже примерные сроки перехода на новые
удостоверения. «Я бы предпочел сейчас об этом вообще не говорить, это дело не
ближайшего времени», – ответил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь ГАИ
России Владимир Шевченко. «Это вопрос даже не ближайшего года, а может, и вовсе
двух-трех лет», – добавил он.
Напомним, сейчас в российских водительских удостоверениях существует пять
категорий: А (мотоциклы), В (автомобили массой до 3,5 тонн), C (грузовые
автомобили), D (автобусы, где более восьми сидячих мест) и Е (грузовики с
прицепом). Все эти категории должны быть дополнены подкатегориями, в
соответствии с которыми водителям разрешается управление транспортными
средствами различных типов.
Таким образом, если сегодня владелец Daewoo Matiz может управлять Toyota Land
Cruiser, то после введения новых удостоверений, пересаживаясь с малолитражки на
внедорожник, нужно будет открыть соответствующую подкатегорию, то есть
пересдать экзамен.
В чем причина задержки нововведения, Владимир Шевченко пояснить отказался.
Более того, чем чаще гаишные начальники комментируют ситуацию с переходом на
подкатегории, тем больше путаницы возникает. Например, в интервью РИА Новости
Кирьянов, объясняя суть новшества, сказал: «В Европе в каждой категории есть
подкатегории, например А1, В1, С1. Именно они и появятся в правах. Цифра «1»
говорит, что в данной категории водитель – новичок».
Правда, в Европе цифра «1» вовсе не означает стаж водителя – она подразумевает
градацию автомобилей по мощности двигателя, по количеству мест и т. д. При чем
здесь «водитель-новичок», не совсем понятно.
«Кирьянов всегда туманно выражал свои мысли», – попытался пояснить фразу
начальника ДОБДД президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор
Травин. «Боюсь, что до тех пор, пока ГАИ не представит окончательного положения
о введении подкатегорий, мы не сможем полностью понять, что же нас в конце
концов ждет», – сказал он газете ВЗГЛЯД, добавив, что этого положения ждут с
октября.
Саму идею введения подкатегорий Травин считает правильной. «Это не мы
придумали, так ездит вся Европа», – пояснил он, напомнив, что, «когда в России
разрабатывались существующие категории, не было такой градации автомобилей».
Однако опасения у юриста есть, так как хороший европейский опыт, после того как
начинается его адаптация к российским условиям, сразу же становится головной
болью для автомобилистов. «Перегибы со стороны ГАИ обязательно будут», – уверен
Травин. Например, какую подкатегорию откроют водителям, у которых сейчас категория
В? «Не может ли получиться так, что я потом должен буду пересдавать экзамен на
право управления машиной, на которой я уже езжу 10 лет?» – возмущается Травин.
Введение в России новых водительских удостоверений с подкатегориями обусловлено
Европейской конвенцией о дорожном движении 1968 года, к которой РФ
присоединилась 28 марта 2006 года. Согласно документу все 60 стран, его
подписавших, обязаны в течение пяти лет перейти на водительские удостоверения
нового образца.
В ГАИ особо подчеркивают, что с введением подкатегорий массового
единовременного обмена водительских удостоверений старого образца не будет. С
нынешними правами можно ездить до окончания их срока действия.
|